Учитывайте цели и ценности подростка при похвале, чтобы она была воспринята

Как хвалить современного подростка

Каждый родитель мечтает наладить гармоничные отношения с подростками. Нет ничего более разрушительного для домашней обстановки, чем угрюмость тинейджера. Родители пытаются утешить детей фразами вроде «Ты очень помог» или «Это было мило», но в чем же секрет действенной похвалы?

Несмотря на кажущуюся простоту, похвала родителей играет ключевую роль в развитии детского мозга, утверждают нейробиологи. В младенчестве мозг активно растет, создавая сложные нейронные связи. Когда родители выражают восхищение ребенком, уровень гормонов радости, таких как окситоцин и эндорфин, увеличивается.

На первых порах хвалить детей легко — достаточно проявить искренний интерес. Но в подростковом возрасте приемы похвалы требуют корректировки. Где-то подростки остаются открытыми к похвале, тогда как в других случаях она просто игнорируется.

Педагог и психолог Хаим Гинот подчеркивал в своей работе, что похвала — более мощный инструмент воздействия на ребенка, чем наказания. Она подобна лекарству, иным словам, требует точности в дозировке и применении.

Похвала должна быть больше, чем просто слова одобрения. Сравнивая ее с пенициллином, Гинот советовал следовать строгим правилам ее использования, учитывая возрастные особенности детей.

С возрастом эффективность похвалы меняется. То, что восхищало в младенчестве, в подростковом возрасте может вызывать беспокойство или раздражение. Элементарные похвалы могут обескуражить подростка, особенно если он привык получать одобрение без значительных усилий.

Современное понимание похвалы изменилось: вместо акцента на интеллект и таланты, акцент смещен на трудолюбие и настойчивость. Фразы типа «Ты много работал для этого» более результативны, чем «Ты умный».

В подростковом возрасте трудно предугадать отклик на похвалу. Положительная родительская оценка не всегда кажется уместной и может даже оскорблять. Подростки предпочитают сами формировать мнение о своих достижениях.

Не стоит объяснять негативную реакцию подростков лишь их особенностями характера. Если похвала не учитывает их личные ценности и цели, она не будет эффективной. Когда взрослые обозначают собственные ожидания через похвалу, подросток может воспринять её как давление.

Похвала должна соответствовать не только действиям подростка, но и его внутренним стремлениям. В противном случае она может восприниматься как форма контроля.